В самом общем смысле информационная культура - это способность преодоления информационных барьеров и свободная ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, правил и навыков, позволяющих находить и использовать данные (документы) независимо от места их нахождения.
К числу информационных барьеров, обусловленных объективными причинами, можно отнести:
1. Пространственные (связанные с неизвестностью местонахождения документа и Необходимостью его поиска в больших документальных массивах);
2. Количественные (отражающие невозможность для потребителя физически освоить все Источники информации, соответствующие его потребностям);
3. Географические (связанные с расстоянием между документом и потребителем);
4. Языковые (незнание потребителем языка, на котором написан документ).
Существуют информационные барьеры, связанные с субъективными факторами:
1) недооценка роли информации в профессиональной деятельности;
2) боязнь трудностей поиска и освоения информации, особенно в условиях компьютеризации
3) неумение выбрать правильную стратегию документального поиска;
4) отсутствие необходимых библиотечно-библиографических знаний и навыков работы с информационными системами;
5) недостаток средств для приобретения источников информации и оплаты услуг;
6) административные ограничения, затрудняющие получение информации;
7) режимный характер доступа к информации;
8) продолжительность сроков прохождения информационных материалов по издательским каналам;
9) искажение и потеря информации при ее обработке в информационных службах;
10) ограничения идеологического и политического характера и др.
Зачастую даже серьезные специалисты в своей области не подозревают, какие широкие возможности информационного обслуживания им готовы предоставить современные библиотечные и информационные учреждения। В результате информационный ресурс остается мало востребованным, а потребитель информации пребывает в уверенности, что информации просто нет. Для того, чтобы этого не происходило, от потребителя требуется лишь одно - изучить язык системы, которой он пользуется. В данном случае - это язык дисциплин информационно-коммуникативного цикла.
Александр Карпович
Комментариев нет:
Отправить комментарий