суббота, 25 декабря 2010 г.

Что такое информационная культура?

В самом общем смысле информационная культура - это способность преодоления информационных барьеров и свободная ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, правил и навыков, позволяющих находить и использовать данные (документы) независимо от места их нахождения.

К числу информационных барьеров, обусловленных объективными причинами, можно отнести:

1. Пространственные (связанные с неизвестностью местонахождения документа и Необходимостью его поиска в больших документальных массивах);

2. Количественные (отражающие невозможность для потребителя физически освоить все Источники информации, соответствующие его потребностям);

3. Географические (связанные с расстоянием между документом и потребителем);

4. Языковые (незнание потребителем языка, на котором написан документ).

Существуют информационные барьеры, связанные с субъективными факторами:

1) недооценка роли информации в профессиональной деятельности;

2) боязнь трудностей поиска и освоения информации, особенно в условиях компьютеризации

3) неумение выбрать правильную стратегию документального поиска;

4) отсутствие необходимых библиотечно-библиографических знаний и навыков работы с информационными системами;

5) недостаток средств для приобретения источников информации и оплаты услуг;

6) административные ограничения, затрудняющие получение информации;

7) режимный характер доступа к информации;

8) продолжительность сроков прохождения информационных материалов по издательским каналам;

9) искажение и потеря информации при ее обработке в информационных службах;

10) ограничения идеологического и политического характера и др.

Зачастую даже серьезные специалисты в своей области не подозревают, какие широкие возможности информационного обслуживания им готовы предоставить современные библиотечные и информационные учреждения। В результате информационный ресурс остается мало востребованным, а потребитель информации пребывает в уверенности, что информации просто нет. Для того, чтобы этого не происходило, от потребителя требуется лишь одно - изучить язык системы, которой он пользуется. В данном случае - это язык дисциплин информационно-коммуникативного цикла.

Александр Карпович

Комментариев нет:

Отправить комментарий